Музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР детский сад №10 "Родничок" Езофатова Лариса Павловна
Методическая разработка «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС»Методическая разработка на тему:«Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС» 2018 г. Работа с родителями - один из сложнейших аспектов в работе педагога. Современные родители чаще всего сами педагогически неграмотные. В стандартах прописано, что родитель является участником образовательного процесса. К сожалению, родителями это стало пониматься как увеличение их прав и только. Нужно терпеливо довести до сознания родителей, что это участие, прежде всего – их обязанность, они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок стал успешным, и их правильное поведение – залог этого успеха. Не посещает ребёнок детский сад регулярно – это бывает по разным причинам, порой и по вине родителей. Хотите, чтобы это не повлияло на участие ребёнка в утренниках, помогите своему ребёнку: выучите с ним дома танец, песенку, и ребёнок безболезненно войдёт в общий процесс. Родитель должен понимать, что его ребёнок индивидуален, у него могут быть свои особенности в развитии, не надо требовать от него одинаковой успешности во всём. Объясните родителям, что садик – это модель взрослого общества, в котором существуют свои правила, что умение подчиняться разным правилам и социальным нормам тоже прописано в целевых ориентирах федерального стандарта, и это – законно. Проводя работу с родителями по разным направлениям, включите и музыкально – творческую. Можно провести анкетирование для выяснения условийв семье для развития музыкальности: есть ли музыкальное образование у родителей, есть ли музыкальные инструменты, специальная детская фонотека, часто ли посещают культурные мероприятия, какие творческие хобби есть у членов семьи. Выяснив эти условия, можно давать индивидуальные консультации по музыкальному развитию в семье. Можно использовать способ «домашних заданий»: «выучить частушку», «Что мы слышали по дороге в садик?», изготовить нестандартные музыкальные инструменты, разучить дома песни и танцы, поздравить родных с праздником и т. д. В настоящее время, когда в обществе и государстве меняется представление о процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения, не сотрудничество, а именно партнёрство является наиболее перспективным и эффективным видом взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями. В связи с этим возникает необходимость в определении организационно-педагогических условий социального партнёрства при взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения, способствующих развитию детей раннего и дошкольного возраста. Партнёрский уровень взаимоотношений предполагает согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребёнка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей. Очевидно, что пока семья по-прежнему будет рассматриваться как субъект сотрудничества и/или как объект воздействия со стороны дошкольного образовательного учреждения, то уровень партнёрских взаимоотношений остаётся недостижимым. В настоящее время в сложившихся социально-культурных и экономических условиях сотрудникам детских садов к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения, способствующему повышению качества образования. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей должно рассматриваться как взаимная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка. Именно при взаимодействии дошкольных образовательных учреждений с семьёй можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации дошкольного образования за счёт максимальной консолидации ресурсов. В связи с этим актуальна разработка моделей педагогических и организационных условийвзаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями как с партнёрами. Формы работы взаимодействия с семьёй: 1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия). Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (например, «День открытых дверей»): Приобщение детей к музыкальномуискусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителямидетей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкальногообразования дошкольников. Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей). Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. 1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; 2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду. 2. Мастер-классы, занятия-практикумы. 1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика.); 2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра.). 3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации с целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («Осенние посиделки», «Новый год», «8 Марта»). Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения: - Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника; - Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй; -Подготовка отдельных номеров; -Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита; -Помощь в оформлении помещения; - Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков. 4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей. Он содержит информацию, касающуюся: - Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий; -Значимости музыкального воспитания детей; - Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду; - Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях; -Об особенностях эмоционального мира дошкольника; - Фотографии занятий, выступлений. 5. Индивидуальные беседы с родителями. 6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье. Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном воспитании», «Как слушать музыку с ребёнком». 7. Папки – передвижки. Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»: «Музыкальные игры в детском саду», «Ваш ребёнок любит петь?», «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми», «10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!», «Как в жизнь приходит музыка…», «Музыка и её влияние на развитие детей» и др. Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием. Иными словами, музыка и детская творческая деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. Родители - непосредственные участники педагогического процесса не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений. Родителидолжны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях. Иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т. д. Цель моей формы работы заключается в создании единого образовательного пространства с учетом изменения позиции родителей из «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей. Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ОУ организую в нескольких направлениях: • повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, изготовление папок-передвижек) ; • вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно-пространственной среды) ; • совместная культурно - досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей, изготовление театральных атрибутов). Данные формы работы музыкального руководителя направлены на решение программных задач художественно-эстетического развития дошкольников. Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей. Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений. Наш детский сад в условиях модернизации системы образования стремится творчески осмыслить всё новое,осознать и пробовать внедрять это на практике. В таком единстве дети понимают, что мир взрослых – надежный, крепкий, безопасный! «Все мы родом из детства» и, если все участники образовательно – воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом. Ключевая установка стандарта дошкольного образования — это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность дошкольного периода: гибкость развития ребёнка, разные варианты и скорость его развития, доверчивость и непроизвольность восприятия. принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это дополнительная индивидуальная работа музыканта, воспитателя и родителя вне музыкального занятия. ШАГНЁМ ДРУЖНО В МИР МУЗЫКИ! 9 апреля 2018 в 21:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.