Музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР детский сад №10 "Родничок" Езофатова Лариса Павловна

Консультация для воспитателей .

                            Консультация для воспитателей

                                    «ИГРОВОЙ МАССАЖ»

Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Всё дело в том, что массируя определённые точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы всем органам. Игровой массаж  повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

 Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность верхних дыхательных путей снижается. Например:

 

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

 

          ИГРОВОЙ МАССАЖ «РАСЧЁСКА»

 

Расчесочка, расчесочка, расчесочка моя.

Причешет и пригладит расчесочка меня.

Сделает расчесочка красивую причесочку.

(Дети расчесывают волосы пальцами)

 

                   «ДВЕ ТЕТЕРИ»

 

На лугу, на лугу, (дети гладят животик)

Стоит миска творогу(по часовой стрелке)

Прилетели две тетери(бегают пальчиками по телу)

Поклевали (щиплют двумя пальцами)

Улетели (машут руками)

 

             ИГРОВОЙ МАССАЖ РУК

 

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, никого не обойду.

С ноготками поиграю, друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

 Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

 Пальчик в пальчик я вложу,

 На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, отдыхает детвора.

 

                               "ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА"

 влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Каждый из вас слышал о дыхательной гимнастике А.Стрельниковой

Александра Николаевна Стрельникова, автор уникальной дыхательной гимнастики, театральный педагог, оперная певица. Человек, который нашел "парадоксальный"  путь к здоровью многих людей. Её оздоровительный метод помогает справиться с такими проблемами как: насморк, аденоиды, гайморит, бронихит, бронхиальная астма, кожные заболевания (диатез, нейродермит, псориаз), невроз, неврит, депрессия, болезни сердечно-сосудистой системы, головные боли, эпилепсия, инсульт, гипертония, гипотения, вегетососудистая дистония, заикание, остеохондроз, сколиоз, травмы головы и позвоночника, половые расстройства, лишний вес и табакокурение.

На прилавках любого книжного магазина можно увидеть различные красочные, иллюстрированные издания о методике и результатах данной технологии.

Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой апробирована и разрешена к использованию для дошкольников.

Для осуществления целенаправленной деятельности по этому направлению я подготовила подборку комплексов дыхательной гимнастики Стрельниковой для каждой возрастной группы.

Например, чтобы помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

               ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ
                     для детей 1 и 2 младших групп

 Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

 Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

 Упражнение 2. НАСОСИК.

 Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

 Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

 Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

 Упражнение 4. САМОЛЁТ.

 Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик - самолёт  (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)  Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

  Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА. 

 Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

 Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

 Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу

 (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

 Упражнение 7. « КУРОЧКИ».

 Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

 Упражнение 8. « ПЧЁЛКА».

 Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

 Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

 Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу, косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу, и налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу, вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву. Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

 Часики.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз. 

Трубач.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз. 

                                                Петух. 

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз. 

                                            Каша кипит.

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. 

                                              Паровозик. 

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с. 

                                                На турнике.

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. 

                                           Шагом марш! 

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин. 

                                           Летят мячи. 

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз. 

                                                           Насос.  

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону. 

                                            Регулировщик. 

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз. 
 Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

                                   1. Большой и маленький  

Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

                                            2. Паровоз 

Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз. 

                                       3. Летят гуси 

Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз. 

                                             4. Аист 

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
  

                                      5. Дровосек 

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз. 

                                         6. Мельница 

Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз. 

                                         7. Конькобежец 

Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз. 

                                       8. Сердитый ежик 

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз. 

                                          9. Лягушонок 

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза. 

                                           10. В лесу 

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. 

                                        11. Веселая пчелка 

На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела. 

                                        12. Великан и карлик  

Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням. 

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

   РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ НА ЗАНЯТИЯХ И В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке: 

Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения).

В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с муз. руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением. 

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно без показа взрослого.

 В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое- либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д. 

Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз.руководителем материал. 

Участвует в отборе муз. материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, па развитию речи и ознакомлению с окружающим.

 В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании

Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны лишь посматривают на музицирующих детей.

 Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия.

На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню я люблю? — говорит воспитатель и проигрывает пластинку .-Хорошо бы нам сделать библиотечку пластинок. Можно вырезать кружочки-пластинки и на них нарисовать, о чем играет музыка. Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового, в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы. 

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески.

 Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, Характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.
Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно 

 ПОСИДЕЛКИ (фольклорный праздник) 

Под музыку дети вместе с муз. руководителем входят в зал «змейкой», выстраиваются полукругом.
1 реб. На завалинке, в светёлке иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
2 реб. При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
3 реб. А играли как! В горелки! Словом, эти посиделки
Были праздником души.
4 реб. Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам» личных дач или квартир
5реб. Наш досуг порою мелок, и чего там говорить:
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
6 реб. Если вы «в своей тарелке » и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь сейчас!
Муз.рук Отдых – это не безделки, время игр и новостей.
Начинаем посиделки! Открываем посиделки!
(ХОРОМ) Для друзей и для гостей!
Мальчики садятся на места.
Муз. Рук. (обращается девочкам):
Заходите, гостьюшки дорогие! Проходите, девки красные! Все в горницу приглашаются! 
1 девочка: Здравствуй, тётушка Арина! До чего ж ты хороша!
И лицо твоё красиво, и одежда, и душа!
2 девочка: Хозяйка в дому, что оладушек в меду!
3 девочка: Она прибирает, ко всем добра бывает, всему нас обучает! 
4 девочка: Вот как нас всех нарядила! Вышивать нас научила!
Муз. Рук. Ладно, хватит нахваливать! Пора и за работу!
Не будет скуки, коли заняты руки!
А ну-ка, Машеньки, Дашеньки, Мариночки, да Ириночки!
Берите нитки, пяльца, иголки!
Будем петь, вышивать, старину вспоминать!
ПЕСНЯ «ГАРМОНИСТ ТИМОШКА»
Слышится стук в дверь.
Мальчики: Хозяйка! Принимай гостей!
Хозяйка (Муз.рук.) Ай, батюшки! Ой, Анютка, глянь в окно, гости ждут и впрямь давно!
Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте
места, где кому нравится. Будьте как дома.
Входят мальчики.
1 Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
2 Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.
3 мальчик: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть,
да себя показать.
Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
4 Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде.
Ой, вижу я, ни спроста парни, вы пришли сюда!
У нас – товар, у вас – купцы, вот какие молодцы!
Мальчики встают, прихорашиваются.
1 мальчик: Здравствуйте, девицы, наши рукодельницы!
А чего это вы скучаете? Наверно нас поджидаете?
Девочки: А с чем пришли?
2 мальчик: Пришли на вас поглядеть, себя показать!
Чай, тоже не лыком шиты!
Девочки: А частушки знаете?
Мальчики: Знаем!
3 мальчик: Эй, Васятка и Иван, Николай, Семён, Демьян!
Встанем, братцы, все рядком, да частушки пропоём!
ЧАСТУШКИ
Мальчики: Дуйте, ветры, дуйте, буйные кружитесь!
По деревне мы идём – все посторонитесь!
Девочки (кокетливо): А вы кто такие, чьи? Откуда появились?
У нас нет таких девчонок, чтобы в вас влюбились!
1 мальчик: А эта – самая проворная,
Сама маленькая, да удаленькая! Ты чья будешь?
Девочка: Я не тятькина, я не мамкина,
Я на улице росла, меня курица снесла! Вот!
1 мальчик: Эка, стрекоза!
За словом в карман не полезет, может, и спеть сумеешь?
Девочка: Сумею! (поёт):
В саду выросла береза – белая – пребелая.
Я - девчонка боевая и к тому же смелая!
Мальчик: О-ха-ха, о-ха-ха, ты девчонка не плоха?
Юбочка бордовая, сама чернобровая.
Девочка: Говорят, я боевая, боевая, да не я.
Боевые пара ножек, да улыбочка моя.
Мальчик: Правильно! Правильно! Правильно пропела!
- Девочка: Правильно, не правильно, кому какое дело?!
2 девочка: Мы девчата боевые, в девках не останемся.
Ну и горя тому будет, кому мы достанемся.
2 мальчик: Мне не надо пуд гороха, мне б одну горошину,
Мне не надо много девок, мне б одну хорошую!
3 девочка: Ой, кто ж то идет в вышитой рубашке?
Ой, кто ж то несет конфеты в бумажке?
3 мальчик: Мы по улице идем, и конфеты раздаем.
Вы встречайте нас, девчата: с гармонистом мы идем
4 девочка: - Дорогой мой Ванечка, садись со мной на лавочку.
Ты сыграешь на гармони, я – на балалаечке.
4 мальчик: На окошке сидит кошка с белыми котятами.
Как не стыдно вам, девчата, бегать за ребятами?!
5 девочка: Не стой у ворот, не маши картузиком,
Всё равно гулять не буду с таким карапузиком!
5 мальчик: Долго злиться не годится молодцу удалому,
Полно, милая, сердиться – подходи по-старому!
6 девочка: Ох, довольно, мы напелись, дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту за игру весёлую!
6 мальчик: Да… Частушки могут петь,
А дозволь, хозяюшка, поглядеть, какие они у тебя работницы!
Хозяюшка (достаёт из сундука павлопасадские платки)
Вот платки мы сами ткали и рисунки набивали!
(раздаёт платки) Этот - Нюрочка, этот – Шурочка,
Этот – Дашенька, этот – Машенька!
Этот – Лушенька и Катюшенька!
Ну, давайте, выходите и платки всем покажите!
ТАНЕЦ С ПАВЛОПАСАДСКИМИ ПЛАТКАМИ (6 девочек)
Хозяюшка:
А теперь мы вас уважим, а теперь мы вам покажем,
Как умеют девицы ходить к речке за водицей.
АТТРАКЦИОН «КОРОМЫСЛА»
Две команды девочек , 2 коромысла, 2 ведра.
По очереди идут с ведрами на коромысле, обходят стульчик, передают
коромысло следующему, встают в конец своей колонны.
Хозяюшка: Ну, умницы, воды наносили! А ведь работы по дому ещё
видимо-невидимо!
Нужно коврик соткать ,в клубочки пряжу смотать
Фасоль – горох разобрать
Покажите, мастерицы, как дело мастера боится!
АТТРАКЦИОН «ХОЗЯЮШКИ»
2 девочки «ткут ковёр», 4- сматывают пряжу в клубочки,
2 –вышивают, 3 – разбирают фасоль и горох, 3 – пекут пироги.
Хозяюшка: А теперь, молодцы, пришла пора и вам свою удаль показать!
Ну-ка, милые ребятки, покажите свою хватку!
Палки берите, сражаться выходите!
АТТРАКЦИОН «СИЛЬНАЯ ХВАТКА»
Игроки садятся друг против друга на землю, упираясь ступнями ног
в ступни партнера, и берутся за гимнастическую палку. По сигналу игроки начинают тянуть палку в свою сторону.
Хозяюшка: А теперь поединок другой, сейчас будет бой петухов!
АТТРАКЦИОН «БОЙ ПЕТУХОВ»
На полу раскладываются обручи. В центр каждого обруча выходят два
игрока (петухи). Каждый из них становится на одну ногу, другую подгибает,
а руки кладет за спину. В таком положении участники поединка по сигналу начинают выталкивать плечом и туловищем друг друга из круга, стараясь
не оступиться. Побеждает тот петух, который сумеет вытеснить
соперника за пределы круга или заставит его оступиться на обе ноги.
По правилам игры запрещается снимать со спины руки. Поединок
заканчивается вничью, если оба игрока оказались за пределами круга.
Хозяюшка: Продолжаем мы играть, нужно лапоть вам достать!
АТТРАКЦИОН «ДОСТАНЬ ЛАПОТЬ»
К лаптю привязывают 2 веревочки к носку и пятке, кладут лапоть
на пол под 2 стула, которые стоят спинками друг к другу, игроки
садятся на стулья и по команде должны наклониться и
достать лапоть.
Хозяюшка: Всякий молодец на свой образец!
Ну, кто пробежит гусиным шагом из конца в конец?
АТТРАКЦИОН «ГУСИНЫЙ БЕГ»
Продолжаем выступать, ловкостью всех удивлять!
Вставайте друг за дружкой, передадим подушку!
АТТРАКЦИОН «ПЕРЕДАЙ ПОДУШКУ».
Дети стоят в колонне на расстоянии вытянутых рук, ноги шире плеч.
По сигналу надо передать «подушку» в конец колонны над головами,
а обратно – между ног .
Девочка: Туфли новые! Крашеные пятки!
Как же с вами не сплясать, милые ребятки?
Мальчик: Мы согласны, сейчас придём, только стульчики возьмём!
ПАРНЫЙ ТАНЕЦ СО СТУЛЬЯМИ
1 реб. Небылицы в лицах сидят в теремах, светлицах,
Щёлкают орешки, да творят насмешки!
Под музыку выходят девочка и мальчик.
Девочка: Федул, что губы надул?
Мальчик: Кафтан прожёг.
Девочка: Можно зашить?
Мальчик: Да иглы нет.
Девочка: А велика ли дыра?
Мальчик: Один ворот остался.
Под музыку садятся на места, выходят другие мальчик и девочка.
2 Девочка: Фома, что из леса не идёшь?
2 Мальчик : Да медведя поймал!
2 Девочка: Так веди сюда!
2 Мальчик: Да он не идёт!
1 Девочка: Так сам иди!
2 Мальчик: Да он меня не пускает!
Под музыку садятся на места, выходят другие мальчик и девочка.
3 девочка: Сынок сходи за водицей на речку!
3 мальчик: Живот болит.
3 девочка: Сынок, иди кашу есть!
3 мальчик: Что же, раз мать велит – надо идти!
Под музыку садятся на места, выходят другие мальчик и девочка.
Выдвигают стол, на нём – чугунок с борщём.
4 девочка: Бабка Фёкла борщ варила, да слегка пересолила.
(передаёт чугунок Федоту)
Борщ попробовал Федот, (Федот пробует) вылил в яму у ворот.
(Федот выливает борщ, возвращает котелок Фёкле)
Снова борщ варила Фёкла, но забыта Фёклой свёкла.
(передаёт чугунок Федоту)
Мальчик: «То не борщ»,
Девочка: - сказал Федот, вылил в яму у ворот.
(Федот выливает борщ, возвращает котелок Фёкле)
В третий раз всё в меру было, только в борщ упало мыло (бросает мыло в борщ)
Ох, расстроился Федот, вновь с кастрюлей у ворот.
(Федот выливает борщ, возвращает котелок Фёкле)
И сказал Федот:
Мальчик: «Чего-то мне борща и неохота,
Такой борщ я есть не буду, и, вообще, уйду отсюда!
Хозяюшка:
Расскажу я вам сказку старинную, да не шибко короткую, да не шибко длинную.
А такую как раз, как от меня до вас! Давненько это было.
Жили-были Дед да Баба. Да была у них Курочка-Ряба.
И снесла курочка яичко не простое, а золотое.
(Дед спит на лавке). Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед переворачивается на другой бок.
Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да посмотри, что я нашла.
Наша курочка-пеструха под кустом яйцо снесла.
Дед (встаёт, свешивает ноги):
Ну, снесла, какое дело! Что ты, бабка, обалдела?
Баба: Да яйцо-то не простое, а, гляди-ка, золотое!
Дед (вскакивает): Золотое, в самом деле, мы с тобой разбогатели.
Баба: Я в сундук запру его… (идёт)
Раздаётся стук в дверь (прячет яйцо за спину)
Нету дома никого!
Ить, соседей, как назло, ненароком принесло!
Дед: Ты пойди, запри засов, да спустить бы надо псов.
Баба: В среду в город я поеду, там базар бывает в среду.
Богатеев много там. Им яичко я продам.
Вот обновок накуплю я – разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочек голубую, до краёв набью сундук!
Дед: Что ты мелешь небылицы? Ишь, сыскалась молодица!
Я построю вместо хаты трёхэтажные палаты.
Баба: Наказанье с глупым мужем! Мы живём других не хуже.
Ни к чему нам этажи,
Засмеют тебя соседки за такие вот проделки!
Дед: Пусть смеются, мне не жаль!
Баба: Да уймись ты, не кричи! Чугуны гремят в печи,
Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось, всё куда-то подевалось!
Дед: Да чего мы затужили – от чудес одна беда,
Будем жить, как прежде жили, и работать, как всегда.
Баба: Что нам прятаться теперь.
Дед: Открывай, старуха, дверь!
Баба: Эй, соседка!
Дед: Эй, сосед!
Оба: Забывать друзей не след!
Баба: Заходите на часок! У меня хорош квасок, и варенья, и соленья.
Оба: Заходите без стесненья!
Хозяюшка: Ну, что ж, гости дорогие, запевайте песню развесёлую, чтобы веселее
нам сиделось!
Девочки встают слева от центральной стены, мальчики - справа
ПЕСНЯ «ЖИЛ НА СВЕТЕ КОМАРОЧЕК»
Хозяйка: А теперь давайте, парни, нам сыграйте!
Мальчик: Ну, хозяйка, удивила! Ведь нам не на чем играть,
Потому что мы забыли инструменты с собой взять!
Хозяйка: Молодёжь-то, молодёжь! Вас-то нынче не поймёшь!
Ну, зачем вам инструменты? Можно же сыграть на этом!
Догадайтесь, о чём я говорю.
Им и гладят, и стирают, им колотят, выбивают,
Бельё нужно намотать и хорошенько раскатать (РУБЕЛЬ)
Чёрный, железный, сколько ни мой, он всё равно будет такой (ЧУГУНОК)
Из русской печи кашу из печи тащи. Чугунок очень рад, что его схватил … (УХВАТ)
Чёрный конь прыгает в огонь (КОЧЕРГА)
Никогда во мне не варят, запекают – иногда,
А обычно просто жарят, так как я - (СКОВОРОДА)
В ней варят щи, компот и кашу на всю семью большую нашу (КАСТРЮЛЯ)
Деревянные, резные, они очень расписные.
Ими кашу едят и на празднике стучат (ЛОЖКИ)
Среди ложек он – полковник, а зовут его … (ПОЛОВНИК)
Широкая и плоская, с царапиной, полосками,
Живёт вместе с посудой, на ней я резать буду (ДОСКА РАЗДЕЛОЧНАЯ)

Что за барышня такая? В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой деткам пряжу отдаёт (ПРЯЛКА)
ОРКЕСТР (мальчики) Играют на шумовых инструментах.

Хозяйка: Собирайся, детвора, ждёт вас русская игра!
ХОРОВОДНАЯ ИГРА С ЛЕНТОЙ
Хозяйка:
Нарезвились, детвора? Успокоиться пора!
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень,
Шея не ворочается (стоят, не двигаясь, руки прижаты к телу)
А посмеяться хочется! (смеются)
Хозяйка обращается к мальчику: Всем весело, а вот Василию что-то не до веселья,
что случилось?
СЦЕНКА «Ой, Василию горе!»
Выходит Василий.
Василий: Люди женятся, гляжу. Не женат лишь я хожу!
Хозяюшка: Сидя на печи, никогда не найдёшь ни хорошей невесты, ни приветливой тёщи!
Василий: Пойду искать!
Хозяйка : И мы будем искать тоже, мы Василию поможем!
Все поют: Ой, Василию горе, Василию большое!
У Василя нет невесты, приветливой тёщи (Василий обходит круг, останавливается возле первой соседки)
Василий: Здорова ль, соседка?
1 соседка: Здорова, здорова!
Василий: Слышь? Будь мне тёщей, а дочка твоя мне невестой.
1 соседка (разочарованно) : Тёщей? Да какая я тебе тёща? Ты ж на меня глянь! (поворачивается) Я сама ещё как невеста! Иди с Богом!
Все повторяют песню, Василий прохаживается, останавливается возле соседа.
Василий: Здорово, сосед!
Сосед: Здорово! Здорово!
Василий: Слышь? Будь мне тестем, а дочка твоя мне невестой!
Сосед: Э-э-э! (чешет в затылке). Самого бы кто женил! Сколько дворов обошёл, никто не берёт! Иди с Богом!
Все повторяют песню, Василий прохаживается, останавливается возле второй соседки.
Василий: Здорово, соседка!
2 соседка: Здорово! Здорово!
Василий: Слышь? Будь мне тёщей, а дочка твоя мне невестой!
2 соседка: Да моя Наташка тебе не пара!
Василий: А кто ж мне пара!
2 соседка: А вон в огороде свинья полосатая. Вот с такими поросятами! Иди
с Богом!
Все повторяют песню, Василий прохаживается, останавливается лицом к зрителям.
Василий: Лю-ди-и! Кому зять-то нужен?
3 соседка: (подходит к Василию)
Нам нужен! Буду я тебе приветливой тёщей, а дочка моя Настенька тебе невестой!
Все поют: Ой, Василию радость, Василю большая, У Василя есть невеста и приветливая тёща!
Василий вместе с тёщей и невестой прохаживаются по кругу.


Хозяйка: Теперь выйдем на крылечко, поиграем все в колечко!
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «КОЛЕЧКО»
Дети стоят в кругу, согнув руки в локтях и соединив ладони. Ведущий – в центре.
Все поют: Я качу, качу колечко во мак, да во мак, во маковый цвет, у кого чего нет?У моей сестры, у золовушки.(в это время ведущий старается незаметно положить в ладони одного из игроков колечко) На слова: «А ко мне?» игрок, которому положили
в ладони колечко, выбегает в центр круга , остальные играющие стараются его задержать. Если не задержали – он становится ведущим.
Хозяйка: А теперь, господа, проходите в ворота!
Русская народная ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота! Проходите, господа! Первой мать пройдет, всех детей проведет
Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними.
Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Хозяйка:
А теперь, ребятки, слушайте загадку!
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
То она печёт блины, то показывает сны.
Пышет, жарит, кашу нам варит. (РУССКАЯ ПЕЧКА)
Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для того, чтобы обогревать дом.
Хозяйка: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад.
Печка не только согревала избу, но и была источником света, ведь электричества раньше не было. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. С русской печкой связано много народных обрядов. Например, когда перед свадьбой сваты приходили в дом невесты, они сначала крестились на иконы, а потом прикладывали руки к печи. Это означало, что чужие люди хотят присоединиться к этой семье. А если незнакомого человека в чьём-то доме приглашали поспать на печи, то он уже становился «своим». Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
Видите, сколько интересных обрядов связано с русской печкой!
1 Ребёнок: Печка в доме – мать родная. Без неё – хоть помирай,
Кто в деревне жил, тот знает, что без печки рай – не рай
2 реб. Всех, как мама, приголубит, даст и пищу, и ночлег.
Потому её так любит всякий русский человек.
3 реб. Печь - не мебель из салона, вроде шкафа и скамьи.
Печь - предмет одушевлённый, равноправный член семьи.
Хозяйка: А теперь давайте вместе про неё исполним песню! , А я с удовольствием вам подыграю!
ПЕСНЯ «РУССКАЯ ПЕЧКА»
Хозяйка: Праздник наш к концу подходит, расставаться нам пора.
В русском славном хороводе закружилась детвора!
ХОРОВОД «АХ, ВЫ СЕНИ!»
Хозяйка: Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей
дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй!
И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам!
Примите и вы, гости дорогие от меня это угощение – Пряник-разгоняй!
Вы сидите по местам, я вам пряники раздам!
Звучит русская народная песня «Будьте здоровы, живите богато»
Посиделки – вечеринки, у кого ты не спроси,-
Это – русские картинки нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями, мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Все дети: Говорим: « До новых встреч!»
Под музыку дети выходят из зала.

Посиделки – вечеринки,
у кого ты не спроси,-
Это – русские картинки нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями, мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: « До новых встреч!»

Считалки для выбора водящего
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Кошка села на окно;
Позевнула, - все равно,
Хоть сижу я ни на крыше,
Всех, кто есть вокруг, я выше.
И никто со мной не спорит!
Тот, кому скажу, тот водит.
:

Хозяйка: Молодёжь-то, молодёжь! Вас-то нынче не поймёшь!
Ну, зачем вам инструменты? Можно же сыграть на этом!
Догадайтесь, о чём я говорю.
Им и гладят, и стирают, им колотят, выбивают,
Бельё нужно намотать и хорошенько раскатать (РУБЕЛЬ)

Из русской печи кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад, что его схватил … (УХВАТ)

Никогда во мне не варят, запекают – иногда,
А обычно просто жарят, так как я - (СКОВОРОДА)

В ней варят щи, компот и кашу на всю семью большую нашу (КАСТРЮЛЯ)

Деревянные, резные, они очень расписные.
Ими кашу едят и на празднике стучат (ЛОЖКИ)

Среди ложек он – полковник, а зовут его … (ПОЛОВНИК)

Широкая и плоская, с царапиной, полосками,
Живёт вместе с посудой, на ней я резать буду (ДОСКА РАЗДЕЛОЧНАЯ)

Что за барышня такая? В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой деткам пряжу отдаёт (ПРЯЛКА) 

3 марта 2018 в 16:40

Прикреплённые файлы:

Документ: Консультация для воспитателей .

Описание файла:

Файл называется: konsultaci-ka_9ps39.docx

Это официальный файл организации «Музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР детский сад №10 "Родничок" Езофатова Лариса Павловна», в нём содержится Консультация для воспитателей ..

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.